Яньес де Альмедина


Яньес де Альмедина
, Фернандо (Janez de Almedina, Fernando) Испанский живописец. Точные даты жизни неизвестны, творческая активность относится к 1505—1537. Родился в Альмедине, близ города Сьюдад-Реаль, в Кастилии. Учился в Италии. Работал во Флоренции, Валенсии, с 1526 в Куэнке. Первый представитель ренессансного итальянизирующего направления, которое сложилось на почве Валенсии, возглавлявшей процесс приобщения испанской живописи к итальянскому Высокому Возрождению. Всесторонняя и конкретная характеристика искусства Яньеса затруднена необычным обстоятельством его творческой деятельности, связанным с тесным содружеством с другим испанским живописцем — Фернандо Льяносом. Оба почти ровесники, происходили из Ламанчи, прошли итальянскую выучку, имели общие заказы, мастерскую, даже имена, работали в одном стиле. Большинство произведений приписывается им обоим, строгая идентификация вызывает немало предположений и разногласий. Однако несомненно то, что в этом содружестве именно Яньес де Альмедина был лидером, он превосходил Льяноса, в своей основе старательного и грубоватого провинциала, одаренностью, живописной культурой, более глубокой художественной восприимчивостью. 1506 — дата возвращения обоих мастеров из Италии в Валенсию. До этого времени они жили во Флоренции, и Яньес, известный под именем Фернандо-испанца, был помощником Леонардо да Винчи в работе над Битвой при Ангиари. Оттеснившее все остальные заимствования подражание Леонардо в произведениях испанцев проявлялось то в непосредственных формах (Святое Семейство работы Яньеса в Прадо), то приобретало более самостоятельный характер. Решающим событием в развитии итальянизирующего направления в испанской живописи стало создание в 1507—1509 Яньесом и Льяносом 12 картин для огромных закрывающихся створок главного алтаря в соборе Валенсии. В эффектной и необычной для Испании композиции алтаря написанные маслом прямоугольные панно, посвященные Страстям Христа и жизни Девы Марии, играют главную тектоническую и декоративную роль. Каждая из картин крепко построена, выдвинутые на передний план коренастые фигуры монументализированы, вписаны в окружающее пространство, где больше внимания уделено изображению пейзажных и архитектурных ренессансных фонов. Живописцы уверенно владеют рисунком, перспективой, моделировкой объемов и соотношением цветов. И все же нельзя не видеть здесь существенных недостатков. В картинах алтаря есть что-то вымученное, скованное. Фигурам тесно в сжатом пространстве, второстепенное подчас вытесняет главное, персонажи однотипны и не всегда выразительны. Неизвестно, когда распалось творческое содружество живописцев. Возможно, что между 1515 и 1523 Яньес вновь посетил Италию и испытал влияние маньеризма. В заказах для собора в Куэнке он, несомненно, использовал помощь мастерской. Во многом неясном наследии Яньеса следует выделить 2 картины, вероятно, нач. 1520-х, в которых господствуют столь редкие и в испанском искусстве того времени образы гармонически прекрасного склада: маленькое Благовещение (Валенсия, Коллегия дель Патриарка) и огромную композицию в Прадо Св. Екатерина (темпера на дереве). Приобретение в 1946 мадридским музеем этой картины позволило во многом по-новому оценить Яньеса как мастера, в совершенстве владеющего законами композиции, тональным золотистым колоритом и высокой образностью ренессансного идеала.
Лит.: Taranco F. M. Janez de Almedina. Valencia, 1954.
Т. Каптерева

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Яньес де Альмедина" в других словарях:

  • Испания — (Espana)         официальное название Испанское Государство (Estado Espanol).                   I. Общие сведения          И. государство на крайнем Ю. З. Европы. Занимает 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в… …   Большая советская энциклопедия

  • Испания —         (Espaсa), Испанское государство. Государство в Западной Европе, на Пиренейском полуострове. Многообразие и сложность художественной культуры Испании обусловлены различиями исторических судеб отдельных её областей и этнического состава… …   Художественная энциклопедия

  • Льянос, Фернандо де — У этого термина существуют и другие значения, см. Льянос (значения). Льянос, Фернандо де Имя при рождении: Fernando Llanos Дата рождения: 1480 год(1480) …   Википедия

  • Льянос, Фернандо — де Алтарь Сфорца. 1494. Брера, Милан Фернандо де Льянос (Fernando Llanos) (1480 1510) проживавший в Ломбардии испанский художник эпохи Возрождения. Содержание …   Википедия

  • Льянос Фернандо де — Льянос, Фернандо де Алтарь Сфорца. 1494. Брера, Милан Фернандо де Льянос (Fernando Llanos) (1480 1510) проживавший в Ломбардии испанский художник эпохи Возрождения. Содержание …   Википедия

  • Мастер алтаря Сфорца — Льянос, Фернандо де Алтарь Сфорца. 1494. Брера, Милан Фернандо де Льянос (Fernando Llanos) (1480 1510) проживавший в Ломбардии испанский художник эпохи Возрождения. Содержание …   Википедия

  • Фернандо Льянос — Льянос, Фернандо де Алтарь Сфорца. 1494. Брера, Милан Фернандо де Льянос (Fernando Llanos) (1480 1510) проживавший в Ломбардии испанский художник эпохи Возрождения. Содержание …   Википедия

  • Фернандо де Льянос — Льянос, Фернандо де Алтарь Сфорца. 1494. Брера, Милан Фернандо де Льянос (Fernando Llanos) (1480 1510) проживавший в Ломбардии испанский художник эпохи Возрождения. Содержание …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.